"Все каналы", Екатерина Архипова, №17 (239), 22-28 апреля 2002 г.
15 апреля у певицы день рождения.
Алла Пугачева - это олицетворение успеха по-русски, т.е. успеха вопреки, а не благодаря. И в этом смысле она самая настоящая звезда. Вопреки слухам, что Алла уже не та и голос не тот, зрители, приходящие на ее концерты, убеждаются в обратном.
В своей последней (по времени) сольной программе она в очередной раз предстала в двух ролях - певицы и режиссера. Ведь, в сущности, бессмысленно рассматривать каждую песню, исполняемую в концерте, по отдельности. Тем более как-то делить их на новые и старые - на те, которые еще только войдут в альбом "А был ли мальчик?" (его релиз должен состояться в день рождения певицы 15 апреля), и на те, под которые замирали сердца слушателей 30 лет назад. Настоящее искусство всегда свежо, ново и интересно, поэтому не важно, новые или старые песни поет Алла Пугачева. Суть неизменна - разговор о времени, о жизни, о любви.
Вот что написал музыкальный обозреватель газеты "Киевские ведомости" Олег Вергелис о недавнем концерте певицы в столице Украины; "...У нее по-прежнему нет стиля и строгой гармонии. Но ее сценическое искусство по-прежнему ослепительно и исключительно. По-прежнему в ее голосе, в драматическом пафосе физически ощутима правда страданий. И это доходит до натурализма. И за это ее обожает толпа. Это провоцирует жалость и к ее героиням, и к ней самой. Зачастую ее обожают от жалости, идентифицируя себя с придуманным образом. Но в нынешнем ее состоянии пунктиром обозначен новый конфликт. Он связан с дуэлью тела и духа. Ее нескрываемая усталость при демонстративной мажорности - не вялость души. Душе-то как раз 25. И она - "в мае". Но телу, оболочке-предательнице, -в два раза больше... И "все ушли в осень". И эта борьба, этот театр военных действий, где осень сражается с маем, высекает из ее новых песен искры. Провоцирует сценический драйв. Зомбирует залы..."
Впрочем, зритель в тонкости концепции или ее отсутствия не слишком вдается. Ему подавай какие-нибудь истории, байки, если не жареные факты, то хотя бы забавные. Ну что ж, как говорят в Одессе, их есть у меня. Причем "таких", за достоверность которых я могу поручиться.
У Аллы Пугачевой поклонников немало. Но особенно ее любят комары. Налетают стаями. Как-то во время выступлений в Тюмени они искусали ей все ноги. Расчесанные до крови укусы были видны даже через лосины. Сама же певица любит собак. И в поездках ее часто сопровождает какой-нибудь из домашних питомцев.
Однажды, еще в советские времена, в одном интервью Алла Борисовна с легкостью бросила фразу:
"У меня вообще с коммунизмом, честно говоря, никаких связей не было и нет". Наверное, поэтому некоторые песни Пугачевой снимали прямо с эфира. В свое время в программе "Взгляд" Дмитрий Захаров брал у Аллы Борисовны интервью. Венчала интервью песня "Уважаемый автор". После выхода по "Орбите" телефоны в студии раскаляются добела, и редактору программы пришлось песню заменить. Крамольной оказалась строчка "Бей своих, чтоб чужие боялись", а все потому, что накануне со своего поста был снят Ельцин.
В свое время музыканты "Zi Zi Top", очарованные советской певицей, подарили ей гитару "Led Zeppelin". Другой бы сделал на ее продаже бизнес, а Пугачева позже совершенно безвозмездно отдала гитару в создававшийся во Дворце молодежи рок-музей. В то время как другие наши знаменитости жертвовали в его экспозицию только старые майки и джинсы. Когда в Махачкале шел в кинотеатре фильм "Чучело", на рекламном щите было написано: "В главной роли Чучела, по точным сведениям Ахмета, Кристина, дочь той Женьчины, которая поет".
Отправляясь на "Золотой Орфей", Алла Борисовна собирала свой "парадный" гардероб с миру по нитке. Уже в Болгарии выяснилось, что концертные туфли жутко натирают ноги. Поэтому на репетиции певица ходила по сцене босиком, что воспринималось присутствующими неоднозначно. Да и "Арлекино" она скорее проговорила, чем пропела. Может, потому и случилась такая сенсация позже, во время конкурса. Потому что от нее никто ничего хорошего не ждал.
Есть много свидетельств об экстрасенсорных способностях певицы. На стадионных концертах она частенько разгоняет тучи и вообще предсказывает погоду лучше всяких метеобюро. Да и песню "Когда я буду бабушкой, годов через десяточек..." она пела ровно за 10 лет до того, как таковой стала. А еще как-то, когда певица Ю-Ла записывалась в студии Кальянова, аппаратура вдруг перестала работать. И только появившаяся в студии Пугачева, которая должна была записываться следом, привела ее в рабочее состояние своим "колдованием" над компьютерами.
Голосом Пугачева владеет действительно виртуозно. Причем не только на сцене.' Она может разговаривать с кем-то на расстоянии вашей вытянутой руки, но вы не услышите ни одного ее слова. И в то же время так прошептать что-то, например, со сцены, что слышно все будет, даже в дальнем углу зала. И без всякого микрофона. Во время очередных съемок "Рождественских встреч" 1990 года в один из дней Алла Борисовна приехала совершенно неузнаваемая - постриженная, с выпрямленными и перекрашенными в белый цвет волосами. В администрации Театра песни и среди артистов случился настоящий переполох. Все толпой побежали "поглядеть" на Пугачеву, включая ее тогдашнего мужа Евгения Болдина. Объяснила она смену имиджа тем, что увидела по телевизору своего очередного двойника и ужаснулась.
Песни Пугачевой попадали в хит-парады не только Советского Союза и России, но и других стран: "Найти меня" - во Франции, "Superman" - в Швеции, "Непогода" - в Польше, "Старинные часы" - в Греции... А "Миллион роз" в Японии и Монголии до сих пор остается чуть ли не национальным хитом. В Японии планируют снять фильм об известном борце сумо Кекушю-зан. Так основной сценарный ход предполагает/что весь фильм он будет искать именно Пугачеву, чтобы в финале с ней встретиться... Многие исполнители посвящали Пугачевой свои песни. Можно привести целый список, в котором соседствуют Владимир Пресняков-старший ("Ах, Алла") и Игорь Николаев ("Народная артистка"), Сергей Крылов ("Здравствуйте, Алла Борисовна") и "Машина времени" ("Она идет по жизни смеясь") и т.д. В этом списке оказались бы также братья Херрейз из Швеции, которые во время своих гастролей в СССР исполнение песни "Every song you sing" посвящали именно Пугачевой, и итальянская звезда 60-х Рита Пилона, выступавшая в 91-м году в программе "Мол
одые имена" и посвятившая нашей суперстар песню "Джемма". Пугачевой также посвящена книга небезызвестной госпожи Евгении Дебрянской "Учитесь плавать", спектакль Театра-студии на Юго-За-паде "Театр Аллы Пугачевой". А ее портрет писал не только Д.Врубель. Я могу назвать еще Елену Романову, Ксению Шима-новскую, Ильяса Айдарова и Никаса Сафронова.
Во время гастролей в Калининграде в 1989 году толпа зрителей разнесла ограждения стадиона и облепила сцену, на которой выступала Пугачева. От дальнейших беспорядков толпу удерживала только она. Словом и жестом. Обошлось без эксцессов. А вот в 98-м году в Аткарске Саратовской области концерт начался, когда часть зрителей еще оставалась на улице. В результате толпа смела милицейский кордон, сломала ворота и устремилась на поле. 18 человек пострадали.
Пугачева всегда прослушивает все записи, которые к ней попадают. Тому много свидетельств. А.Алов, пославший певице по почте текст песни "Пропади ты пропадом, милый", через пару месяцев услышал свои стихи в "Рождественских встречах". А вот песня "Австралиец" пролежала у Аллы Борисовны в загашнике лет десять, прежде чем стала исполняться в концертах...
На мой взгляд, о Пугачевой нельзя судить по публикациям желтой прессы, да и по публикациям вообще - разве что посудачить... О ней нельзя судить по телеэфиру - телевидение не способно дать объемного изображения... И даже сайты в Интернете, посвященные ее творчеству, при всей их многочисленности создают виртуальный образ певицы - не меньше, но и не больше. Судить о Пугачевой можно только по ее сольным выступлениям, когда гаснет в зале свет, и звуки первых аккордов переполняют душу ожиданием. Вот она вышла на подмостки - фигура в черном на фоне черной сцены. Белое сосредоточенное лицо, выгравированное тонкими кистями прожекторов. Лицо мима - выразительные глаза, четко очерченный рот. Пластичные руки. Маленький дирижер большого оркестра наших сердец:
Обними меня покрепче,
Поцелуй меня послаще.
Видишь, крылья ослабели,
Как лететь?
Чтобы сердце не болело,
Чтобы вновь душа запела,
Принеси свою гитару
Песню спеть…
От редакции: Алла Борисовна, преклоняемся перед талантом! А все остальное - в заголовке.
ad libitum (лаг. - по желанию, по своему усмотрению) - указание в нотах на то, что исполнитель может по своему желанию выбирать характер исполнения (темп, динамику и др.).